Можно почувствовать себя старым, когда узнаёшь, насколько старой является ваша любимая игровая приставка, в которую вы сутками напролёт играли словно вчера. Для очень многих людей такой приставкой является Nintendo Entertainment System, известная у нас в стране как «Денди». Нынешним летом исполнилось 40 лет с момента её выпуска.
Консоль была представлена в 1983 году, в момент краха индустрии видеоигр. Nintendo пришлось очень сильно постараться, чтобы обеспечить коммерческий успех NES. Что было дальше, всем хорошо известно. Благодаря правильным решениям, таланту, а может просто удаче, NES стала олицетворением словосочетания «игровая приставка». Началось всё с весьма скромной бежево-красной коробки, которая через пару лет превратилась в серую, с которой большинство обладателей приставки и знакомы.
В этой статье описано семь последствий появления в нашем мире NES.
Создание крестовины
Трудно представить это сейчас, но когда-то игровые контроллеры были такими же уникальными, как и консоли, для которых они создавались. NES стала первой игровой приставкой с крестовиной D-pad. Другие производители быстро последовали примеру и теперь подобный дизайн является стандартом.
Как это часто бывает с успешными изобретениями, в его основе лежала необходимость. Прежним портативным игровым консолям Nintendo Game & Watch нужно было такое управление, чтобы носить её в кармане. Маленький джойстик для этого не подходил, к тому же хотелось получить нечто более надёжное, чем четыре направляющие кнопки со стрелками, которые предлагались в некоторых системах. Дизайнерам пришлось подумать и создать крестовину.
Это решение оказалось очень эффективным, особенно вместе с двумя кнопками ввода. Контроллер сразу обрёл популярность. Подобное сочетание элементов оказалось таким востребованным, что используется на всех консолях и четыре десятилетия спустя.
Улучшенные игры сторонних разработчиков
В наши дни покупатели ожидают от консоли соответствия определённым стандартам, хотя дожидаются не всегда. За стандарты можно поблагодарить Nintendo и NES. В 1980-е годы создание игр сторонними разработчиками было хаотичным и любая компания могла создавать и публиковать игры для любой системы. NES принесла концепцию лицензирования сторонних игр за счёт блокирующего чипа NES 10NES, не дающего публиковать игры на этой платформе. В результате возникла определённая система контроля качества, в итоге ставшая повсеместно распространённой.
Конечно, не многим это не понравилось, но не самой Nintendo. 10NES можно считать первым случаем использования системы защиты, сейчас известной как DRM. Именно этот чип дал Nintendo возможность получать 30% лицензионных отчислений с продажи игр, что до сих пор порождает споры между производителями консолей и разработчиками игр. NES же стала первой консолью с эксклюзивными играми, которые сохраняются и в наши дни, к неудовольствию многих геймеров.
С другой стороны, знак одобрения Nintendo поспособствовал возрождению игровой индустрии, пострадавшей в результате краха 1983 года. К тому же нет уверенности в том, что неограниченное количество игр Mario смогло бы сделать платформу такой же популярной, если бы на ней не было игр сторонних разработчиков и их игр вроде Contra, Mega Man 2 и Dragon Warrior.
Сохранения консольных игр
Игра The Legend of Zelda популярна сама по себе, но ещё в ней была изменившая мир видеоигр функциональная возможность. Речь идёт о сохранениях. Прежде на консолях такого не было, а с появлением сейвов появилась и возможность создавать более длительные и сложные игры. Многие популярные на NES игровые франшизы, такие как Dragon Quest и Final Fantasy, оказались бы невозможными без сохранений.
Хотя компьютерные игры на дисках к тому моменту пару лет уже предлагали сохранения, на консолях отсутствовала внутренняя память, поэтому приходилось искать обходные пути вроде кодов и паролей. В отличие от настоящих сохранений, в состав которых могли входить выбранное оружие и бонусы, пароли обычно позволяли стартовать в начале уровня, на котором вы были в последний раз. Это могло быть нормально для жанров вроде гонок и платформеров, но не подходило для ролевых игр и симуляторов.
Технология сохранений была не идеальной. Если батарея разряжалась или теряла контакт, все сохранения пропадали. Однако, это была достаточно хорошая система, которая продержалась до 2000-х годов. Некоторые производители пользовались вариантами сохранения на картриджах до выхода консоли 3DS. Конечно, ещё можно было просто поставить игру на паузу и выключить телевизор.
Талисманы видеоигр
Нельзя говорить о Nintendo и не вспомнить о всемирно известном сантехнике. Mario впервые появился не на «Денди»: игра Mario Bros. сначала была выпущена на Atari 2600. Однако, NES стала той приставкой, где стартовала главная игровая франшиза Nintendo, Super Mario.
Super Mario Bros. сыграла роль в истории не только Nintendo. Платформер с боковой прокруткой оказал влияние на мир видеоигр в целом. Уникальный игровой процесс с бонусами, секретными комнатами и цветным миром с разнообразными персонажами стал основанием формулы будущих наиболее популярных игр всех времён.
На «Денди» вышли два продолжения этой игры. Super Mario Bros. 2 была крупнее, ярче и принес возможность кидаться врагами и предметами. Super Mario Bros. 3 продолжила развитие и добавила больше скрытых бонусов и способностей. Все три игры получили положительные отзывы и доброжелательные оценки критиков. Super Mario Bros. превратила игры-платформеры в ключевой компонент игровых приставок, вдохновив конкурирующую компанию Sega создать собственного легендарного талисмана.
Концепция талисманов на платформерах немного потускнела, но игра Crash Bandicoot способствовала продажам PlayStation, а в конце 1990-х и начале 2000-х годов были попытки использовать талисманов в играх Ratchet & Clank, Spyro и Banjo Kazooie. Сейчас Master Chief можно считать олицетворением Xbox, у Sony есть Nathan Drake, Aloy и Joel. Они призваны способствовать продажам консолей и сопутствующих товаров.
Экранизация видеоигр
Ещё в 1970-х годах выпускали игры по мотивам популярных фильмов. Пришлось ждать два десятилетия, прежде чем начнут выпускать фильмы на основе популярных игр. В 1993 году был представлен фильм Super Mario Bros. Первый блин вышел комом.
Фильм с участием известных актёров Боба Хоскинса и Джона Легуизамо в ролях Марио и Луиджи соответственно был встречен в лучшем случае прохладно. Два брата-сантехника отправились в другое измерение спасать принцессу. Спустя 30 лет кажется, что эффекты выглядят смешно, а сюжет далёк от захватывающего. Однако, для детей того времени это могло быть волнительное событие.
В итоге Хоскинс признал эту роль худшей в своей карьере. Через год последовали экранизации Double Dragon и Street Fighter, оценки у которых вдвое хуже по сравнению с Super Mario Bros. Дальше дела шли ничуть не лучше, пока в 2019 году фильм Detective Pikachu не набрал на сайте Rotten Tomatoes 68%.
Световой пистолет
Как ни странно, технология световых пистолетов существует ещё с 1930-х годов. Nintendo в 1970-х годах создала собственную версию системы Laser Clay Shooting. Конкурирующая Sega превзошла Nintendo в 1966 году с игрой Periscope. Однако, более популярным в 1984 году стал NES Zapper.
Этот пистолет ассоциируется с игрой «Утиная охота», одной из наиболее известных на приставках «Денди». В целом игра была не слишком хороша и увлекательна. Однако, она входила в комплект поставки приставки, что сделало её легендарной.
Через два года Sega представила игровой пистолет под именем Light Phaser для приставки Master System. Ещё можно вспомнить культовый аксессуар Super Scope для приставки SNES. Световые пистолеты существовали на протяжении нескольких поколений, Sega выпускала их для приставок Saturn и Dreamcast, была серия Namco GunCon для Playstation и PlayStation 2.
Когда телевизоры стали плоскими, световые пистолеты трёх десятилетий перестали работать. Wii и PS3 для достижения аналогичного эффекта применяли светодиодные датчики, в PSVR был контроллер прицеливания. Стандартного способа стрелять с дивана по объектам в телевизоре так и не вернули.
Крупные франшизы
Главное влияние приставка «Денди» оказала запуском игровых франшиз, которые живут и в наши дни. Франшиза Mario состоит из более чем 200 игр. Другими франшизами являются Zelda, Mega Man, Metroid, Final Fantasy, Castlevania, Dragon Quest, Ninja Gaiden и Kirby. Эта же приставка была первой для многих существующих аркадных игровых франшиз, вроде Bionic Commando.
Не все эти игры выпускаются и в наши дни, но существующие до сих пор можно назвать наиболее известными и любимыми. Не далее как в мае была выпущена игра The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom. Летом состоялся релиз игры Final Fantasy XVI, которую менее чем за неделю купили свыше 3 млн раз.
Несмотря на возраст оригинальных игр этих франшиз, можно играть в них и сейчас. Последняя игровая приставка Nintendo содержит более 60 игр для «Денди», доступ к которым даётся через сервис Switch Online. В число этих игр входят Super Mario Bros., Legend of Zelda, Punch Out и другие.